«Дисциплина помогает в учебе». Руководители школ и родители – о соблюдении делового стиля в одежде и введении единой школьной формы

16.08.2022

Вопрос о школьной форме актуален уже много лет.

Вопрос, быть или не быть школьной форме, актуален уже много лет. И сейчас, когда в стране активно заговорили о том, что во всех школах с нового учебного года будет свой отличительный элемент, а со следующего сентября в учреждениях образования Беларуси и вовсе появится единая норма в одежде, обсуждений стало еще больше. Мнение высказывают родители, педагоги, ученики. Все они разные. Но цель у нововведения одна: воспитывать в юных гражданах страны самодисциплину и гордость за школу, в которой они получают образование.

Опыт внедряется давно

Гродненская область к вопросу подошла серьезно. Как подчеркнул в одном из недавних интервью начальник главного управления образования облисполкома Руслан Абрамчик, процесс выбора единых элементов в школьной одежде в учреждениях образования региона находится на завершающей стадии. По его словам, наибольшей популярностью пользуются отличительные жилеты, нанесение эмблем учреждений образования на форму, следом идут выполненные в едином стиле пиджаки, юбки, брюки. Многие уже определились с цветовой гаммой, моделями и элементами.

В целом, как подчеркнул Руслан Абрамчик, единый стиль в одежде учреждения гродненского региона формируют на протяжении более 10 лет. Это значит, что для ряда учреждений образования введение единой нормы в одежде не стало чем-то неожиданным. Этот опыт на протяжении многих лет внедрялся в некоторых школах и нашел отклик как у родителей и педагогов, так и у самих учащихся. Все потому, что у такого решения плюсов гораздо больше, чем минусов. Да и минусы эти под весомыми аргументами превращаются в существенные преимущества.

Мы пообщались с руководством нескольких учреждений образования города и выяснили, как в них налажен процесс внедрения отличительных элементов в одежде школьников и что думают родители о введении единой школьной формы.

Бренд, воспитание, экономия

Гимназия №10 г. Гродно одной из первых в области пришла к тому, чтобы внедрить отличительные элементы в деловой стиль одежды учащихся. Когда порядка 12 лет назад в учреждении об этом заговорили, представители родительского сообщества к идее отнеслись с интересом и пониманием. Как рассказал заместитель директора по учебной работе Дмитрий Барановский, каких-то противоречий или категорически отрицательных позиций не было. Напротив, родители активно включились в процесс обсуждения и выбора школьного гардероба для своих детей: решали, на какой одежде лучше остановиться, где и из какого материала отшивать, какой цвет выбрать.

Барановский.jpg

– Вместе, сообща мы решили ввести в гимназии жилеты и кардиганы темно-синего цвета с эмблемой учреждения. Отшивает одежду для нас ателье городского Дома быта. С тех пор ничего не изменилось – форма сохранилась до сегодняшнего дня, – говорит Дмитрий Барановский. – Безрукавка – это очень удобно для детей. Кардиган в основном наши ребята носят в холодное время года. Кстати, для учащихся начальной школы тоже предусмотрены свои особенности – это красивые банты на блузках у девочек. 

Опыт введения единых элементов школьной одежды, подчеркивает Дмитрий Барановский, зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны. И у этого есть ряд причин.

– У нас есть аргументы, накопленные годами. Я к теме школьной формы и всем вопросам, связанным с ней, подхожу не только как представитель администрации гимназии, но и как родитель, что позволяет по-разному взглянуть на ситуацию, – поделился Дмитрий Барановский. – Первым и основным преимуществом является воспитание культурных норм. Ребенок с малых лет должен понимать, что в обществе существуют определенные правила и в каждом учреждении, организации они свои. Дети должны осознавать, что не может сотрудник банка или офисный работник, например, приходить на работу в пляжном костюме. Они соблюдают дресс-код, и это норма. Точно так же нормой является деловой стиль в учебных учреждениях. Еще один весомый плюс – экономия средств. Пусть не сразу, но со временем родители это понимают, ведь гораздо дешевле купить ребенку те же брюки, несколько сменных рубашек, жакет или кардиган, которые он будет носить постоянно, нежели покупать вещи свободного стиля, потребность в которых будет только расти. Особенно если дело касается девочек: каждой хочется «помодничать», и, чтобы ответить на все запросы своего чада, родителю придется далеко не раз в год посещать магазины одежды.

В качестве аргумента «за» Дмитрий Барановский приводит еще один факт. По его словам, школьная форма способствует повышению качества обучения.

– Достаточно посмотреть, в каких странах введена обязательная школьная форма. К примеру, Япония, Южная Корея, Великобритания, где образование – это культ, оно одно из лучших в мире. В этом есть закономерность. Нет сомнений, что дисциплина помогает достичь успехов в учебе, – считает замдиректора гимназии №10 г. Гродно. – Кроме того, отличительный элемент одежды в учреждении – это бренд, который позволяет учащимся чувствовать свою сопричастность с родной гимназией и коллективом.

Самовыражаться можно по-разному

Одной из причин, по которой некоторые выступают против введения единой школьной формы, является так называемое право на самовыражение. В памяти у нынешнего поколения еще свежи воспоминания о школьной жизни в СССР и о том, как пресловутая советская школьная форма была отменена. Сейчас, спустя время, многие с грустью и ностальгией вспоминают те коричневые платья и белые фартуки, ставшие настоящим символом эпохи и воспитанного ею поколения, но некоторые родители по-прежнему настаивают на свободе в выборе одежды для детей. Однако, как отмечает Дмитрий Барановский, воспитание – это в том числе самоограничение. Ребенок должен уметь подстраиваться под условия, в которых он находится, воспитываться в рамках учреждения, в котором учится.

– Существует масса способов самовыражения, которые никто не запрещает: ребята могут проявлять себя в конкурсах и олимпиадном движении, в учебе, спорте, творчестве… И в нашей гимназии, и в других школах города и области для этого созданы все условия. Здесь определенная ответственность ложится на плечи родителей, которые должны это убеждение донести до своих детей, – высказал мнение Дмитрий Барановский.  

«Наших узнают по красному галстуку»

Порядка 8 лет назад отличительная изюминка появилась в Гродненской городской гимназии. Тогда в учреждении образования был введен деловой стиль одежды с обязательным красным галстуком с логотипом гимназии. Как поделилась директор гимназии Юлия Анисимова, сначала галстуки отшивали в «Элоде», сейчас заключили договоренность со швейным цехом табачной фабрики. Один галстук обходится родителям примерно в 12 рублей.

– Единый вариант формы или отдельный ее элемент делает учеников более дисциплинированными, объединяет их и показывает принадлежность к нашей большой гимназической семье. Это лицо учреждения. Считаю, что в любом случае деловой стиль помогает в большей степени сконцентрироваться на процессе обучения, ученики чувствуют себя более собранными. Да и приятно осознавать, что наших узнают по красному галстуку, – поделилась Юлия Анисимова. – Кроме того, совсем скоро в нашем учреждении появится отличительный элемент и у педагогов. Это будет значок с эмблемой гимназии. Своим примером мы покажем детям, что это красиво, что мы все должны соблюдать правила учреждения, в котором учимся или работаем.

О том, что со следующего года в стране будет введена единая норма в одежде для школьников, Илона Буценец слышала и новацию эту поддерживает.

– Дети ходят в школу, а не на дискотеку, поэтому что может быть плохого в том, что ребенок будет соблюдать определенный дресс-код? На мой взгляд, так и должно быть. Единственное пожелание у меня как у мамы девочки –это возможность выбора. Хотелось бы, чтобы было создано несколько коллекций и чтобы каждый подобрал что-то подходящее. Обязательное условие – ребенку должно быть удобно и комфортно в школьной форме, – подчеркнула Илона Буценец.

Источник:https://grodnonews.by/