Дети и подростки наносят друг другу травмы, в том числе душевные. Психолог гимназии №1 города Лиды рассказала, какие могут быть последствия и как этого избежать

18.10.2021

Некоторое время назад в одной из лидских школ произошла крайне печальная история: две девочки-подростка подрались из-за мальчика. Все это закончилось больницей. К сожалению, ситуации, в которых дети и подростки наносят друг другу травмы, в том числе душевные, происходят достаточно часто. О том, что за этим стоит, какие могут быть последствия и как этого избежать, мы и поговорили с психологом гимназии №1 города Лиды Оксаной Николаевной Цыбулько. 

В нашей жизни есть некие шаблоны, через которые мы на детей и смотрим. Для начала давайте с ними разберемся.

«Во всем виноват интернет»

Бытует мнение, что именно из-за просмотров роликов в YouTube, Instagram, TikTok дети начинают вести себя вызывающе, но так ли это на самом деле? Оксана Цыбулько считает, что у такого влечения ребенка к стороннему мнению есть свои причины, то есть нельзя говорить, что вина лежит именно на Всемирной сети.

– К сожалению, наше поколение во многом отстает от современных детей. Часто родителям просто не о чем поговорить со своим ребенком или же на это нет времени. Мама и папа перестают быть авторитетами, поэтому этот самый авторитет находится на стороне. В нашем случае – в интернете. Это может быть блогер или какой-то ресурс в целом. Ребенок таким образом пытается восполнить ту пустоту, нехватку родительского внимания. Многим родителям больно слышать обвинения в том, что они плохо воспитали ребенка. Но ведь воспитание – это не только просмотр дневника и проверка домашнего задания. Это и постоянное общение со своим чадом, – уверена Оксана Цыбулько.

«В драки лезут только мальчики»

Мальчики дерутся во дворе, в школе, да где угодно. Общество, казалось бы, к этому привыкло. А вот с девочками все совершенно иначе. Вспоминая опять же произошедшую в одной из лидских школ историю, можно задаться вопросом: а почему же две школьницы дошли до драки? 

– Сейчас у молодежи размываются гендерные границы. Кто такая настоящая женщина? Кто такой настоящий мужчина? Ответы на эти вопросы становятся все менее однозначными. Дети – губки, они впитывают это равенство, у них нет такого, что девушка не должна драться или обзываться. Из психологии мы знаем, что есть типично женские виды агрессии. Это издевки, насмешки, игнорирование. Сейчас же все перемешалось и понятие равенства воспринимается не как уважение друг к другу, а как вседозволенность. Девочки начинают думать, что действовать как мужчина – это в порядке вещей, – считает психолог. 

Самое важное для будущего любого школьника – это то, что в него вкладывается в самом начале. О том, как вложить в ребенка только лучшее, и пошел дальнейший разговор. 

Лучше не указывать, а предложить пути решения

Разумеется, часть воспитания парня – это научить его постоять за себя. Только вот границы дозволенного также нужно не забыть очертить. О том, как не перейти черту, рассказала специалист. 

– Конечно, нужно уметь постоять за себя. Но если ты обладаешь силой, то использовать ее стоит по правилам. Для этого детей отдают в секции, где им объясняют, что нельзя попусту махать кулаками, нельзя бить вдвоем-втроем одного человека. Если дети конфликтуют, то мы, взрослые, должны рассказывать им о последствиях. Именно для того, чтобы ребенок умел осмысливать действия, и нужно с ним постоянно разговаривать. Родители, которые отказываются от того, чтобы ухаживать за зерном, которое прорастает, на выходе получат то, что в него вложат окружающие. Никогда нельзя говорить ребенку, что ему нужно делать. Гораздо лучше предложить пути решения проблемы, рассказать о плюсах и минусах. Если он выберет сам, то потом поймет, почему нужно поступать именно так. 

Главное – взаимодействие

– Ты должен знать, чем твой ребенок увлечен, что его беспокоит. «А давай мы вместе посмотрим то, что тебе интересно». Эта простая фраза поможет очень сильно сблизиться с сыном или дочерью. Тогда ты сможешь понимать, что волнует ребенка, сможешь сам давать ему ответы на вопросы, а не пускать на самотек его переживания. Очень важно самим заполнять пустоту в ребенке: сесть поиграть с ним в настольную или карточную игру, в мяч, в приставку, посмотреть кино или мультфильм.

Отношения – это наше все, а наладить отношения без взаимодействия невозможно. Если отец любит играть в приставку – пускай он поиграет в нее с сыном. Казалось бы, это лишь игра, но ребенок уже будет учиться реагировать на поражения и радоваться победам. 

Как быть, если конфликт уже случился?

– Самое важное – это выслушать, но никак не критиковать. Дети не умеют воспринимать критику или проигрыш. Диалог ни в коем случае не должен происходить с позиции силы. Только через личный пример, через рассказ о том, что и у тебя было так же, можно расположить его к себе, только тогда он начнет делиться тем, что его волнует. Нужно показывать, как ты сам справляешься с переживаниями или злостью. 

Вы начали с того, что уроки в школе не так важны, как отношения. Действительно, куда важнее уметь устанавливать отношения с другими, чем быть умницей и отличником. 

А виноват ли ребенок?

– Вина ребенка – это очень сложная вещь. Дети копируют нас, взрослых, смотрят на нас, как в зеркало. Что они видят? Часто это именно негатив. Посмотрите на родителей, которые начинают кричать на ребенка посреди автобуса, улицы, магазина. Если в адрес взрослого человека ребенок сдержит свой комментарий, то на сверстника он легко сорвется. Мы перекладываем вину на ребенка, не замечая своих просчетов. У нас не принято хвалить ребенка. Из-за этого его неокрепшее сознание выстраивает такую цепочку: «Если меня наругали, то и я могу так же вести себя с другим». Поэтому у детей не бывает своих проблем – бывает лишь отражение того, что с ними происходит. Вот и получается, что если ребенок никогда не видел проявлений справедливости от близких, то он и не станет так относиться к окружающим. Он еще не способен полностью проявлять критическое мышление, столь важное для цифровой эпохи. Вообще, не бывает плохих детей – бывают дети, которым плохо.

Какие могут быть последствия

– Никто не отменял психологическую травму. Знаете, каждый человек уникален и настолько по-разному реагирует на ту или иную ситуацию… Тем более если речь идет о детях. Если ребенок пострадал физически, то психологический груз будет велик, как и сильны будут воспоминания об этом. Вряд ли это перерастет в расстройство. Ну кто из нас в детстве не дрался и не ссорился? Мы какое-то время переживаем, это тяготит, потом мы видим, что такие же ситуации происходят вокруг постоянно, это позволяет понять, что не ты один такой. Не бывает ничего индивидуального и неповторимого, ведь любая ситуация уже случалась ранее с другими людьми – все уже придумано до нас.

Так что же с влиянием интернета?

– Интернет – это такая вещь, которая стала уже частью жизни. У детей есть желание быть знаменитыми, популярными. Многие сознательно выставляют свою жизнь на публику, пускай и не с хорошей стороны. Это некий поиск социального одобрения и признания. Ребенок думает, что лучше он будет знаменит в негативном свете, чем его вовсе не будут знать. Сейчас именно неприятные истории могут сделать тебя известным, поэтому я не думаю, что попадание в СМИ (не важно, в каком ключе) будет давить. 

На поведение ребенка могут влиять семья, общество или некие внутренне факторы. Вопрос в том, что из всего этого будет превалировать в жизни. Доступ к интернету есть у всех детей, но далеко не все стремятся себя там активно показывать. Это вопрос того, чем напитали ребенка в семье. Твой сын или твоя дочь – это чистый лист. Что мы на нем напишем, то и проявится в определенной ситуации. Мы учим ребенка быть внимательным, неагрессивным, отзывчивым, но это лишь слова. Нужно показывать пример. 

Дети просто восполняют пустоту

– К сожалению, родители нередко говорят, что им не хватает времени на ребенка, а подражать кому-то – это необходимость для детей, их естество. На разговоры с позиции силы, вроде «иди сделай это», «покажи дневник», «помой посуду» время есть всегда, но для душевной беседы его не хватает. Дети ощущают пустоту, не знают, как поступать в сложных для них ситуациях. Тогда на место родителей приходят блогеры, – заключила Оксана Цыбулько. 

В самом конце психолог рассказала о тестах, которые проходят учащиеся гимназии. По ее словам, это анкеты буквально из нескольких вопросов, вроде «Что тебя беспокоит?». Это помогает выяснить, с какими проблемами сталкивается каждый ребенок, найти к нему подход. Иногда детям в игровой форме предлагают избавиться от проблем, оставив их на бумаге. Проблемы у многих схожи: ссоры с родителями, обиды. Да, волнует многих малышей одно и то же, но каждый из них реагирует на неприятности по-своему. Из разговора с психологом стало понятно, что большинство конфликтов между детьми – это и есть их реакция на неприятности, поэтому самый действенный способ их избежать – это помочь детям научиться выходить из сложных для них ситуаций. 

Источник: Лидская газета