«Молодость не должна конфликтовать с опытом и знаниями». 23-летний учитель английского языка из Лиды – об адаптации, призвании и авторитете среди школьников

12.11.2021

Говорят, что учитель – это не профессия, а призвание. Вот об этом мы и поговорили с героем нашей статьи, 23-летним учителем английского языка Алексеем Анацким.

В этом году он окончил Гродненский государственный университет имени Янки Купалы и сейчас преподает в СШ №1 города Лиды. Работает он с 8, 9 и 10 классами. При этом в свободное время Алексей преподает иностранный язык в онлайн-школе. По его словам, такая подработка дает ему хороший опыт, который он может применять в учебном процессе. 

– Расскажи о своих первых рабочих месяцах. Как считаешь, адаптировался ли ты на новом для себя месте? 

– Школа не самое простое место для работы, однако я считаю, что я вполне адаптировался и влился в рабочий процесс. Адаптация – взаимный процесс, непростой, многогранный, но это неотъемлемая часть становления в профессии.

– Ожидание и реальность… Совпали ли они для тебя после прихода на работу в школу? 

– Точно могу сказать, что в себе я не разочаровался. Я пять лет назад окончил школу. Мой выбор был осознанным, и не было завышенных ожиданий. Я четко знал, что необходимо привнести в свое преподавание.

– Что скажешь об отношении детей непосредственно к твоему предмету? 

– Английский не сложная теорема, живущая в скучных учебниках, а международный язык, стиль мышления, способ общения с миром. Задача учителя – заинтересовать, мотивировать и предоставить возможность реализовать себя в познании языка. Важно преподать его так, чтобы ученик понял, что вместе со знанием предмета он становится его частью, частью знаний и традиций, культуры и исторического процесса.

– Ты придерживаешься исключительно программы или же преподносишь дополнительно что-то свое?

– Безусловно, всегда хочется привносить что-то свое. Однако даже следовать учебной программе можно разными путями. Каждый урок всегда уникален. Моя задача – разнообразить его своими приемами, к которым я пришел с опытом.

– Этот вопрос, пожалуй, должен быть первым в нашем разговоре, но задам его лишь сейчас. Почему именно преподавание?

– Говорят, если хочешь изменить мир – начни с себя. Я же считаю иначе: если хочешь изменить мир – стань учителем. Своими уроками учитель может менять поколения. Именно возможность вносить положительные и уникальные изменения и делает эту профессию ценной.

– Работа учителя в твоем понимании скорее профессия или же призвание? 

– В моем представлении это дар свыше. Важно не только в совершенстве знать собственный предмет. В самом учителе никогда не должны угасать жажда нового и желание постоянно совершенствоваться, чтобы этим подпитывать учеников. А еще учитель должен быть психологом, чтобы чувствовать и понимать тех, кому несет знания. Также, для того чтобы заинтересовать современную молодежь, нужно быть блестящим оратором и немного шоуменом. И главное – чтобы тебе поверили и за тобой пошли, ты должен сам соответствовать требованиям, которые предъявляешь к ученикам.

– Как считаешь, с тобой этот принцип работает?

– Думаю, что да. 

– Ты работаешь в том числе с 10 классами. Это, можно сказать, почти выпускники. Нет ли такого, что, видя молодого учителя, они не воспринимают тебя таковым, а видят перед собой лишь человека, который всего на пару лет старше?

– На самом деле возраст не играет роли. И если учитель воспитан, уверен в себе и своих знаниях, психологически и эмоционально контролирует себя, соблюдает субординацию, то таких проблем не возникает в принципе.

– Так что же в итоге лучше для ученика: молодой и активный учитель или же постарше, но с опытом? 

– Молодость не должна конфликтовать с опытом и знаниями. Детям, по моему мнению, интересно с теми, кто может их понимать, слушать, интересно преподносить знания. 

– Мужчина, который преподает английский, – это нечто особенное или же обыденность? 

– К сожалению, пока это не обыденность. Мужчина-учитель (не только в случае с английским) – это всегда только плюс. Как и в семье, где должны быть и фигура отца, и фигура матери, в школе нужны мужчины. Дети нуждаются в мужском подходе к знаниям и обучению. Я считаю, что фактор мужчины в школе очень важен.

– Если бы была возможность повернуть время на пять лет назад и поступить на другой факультет, ты бы это сделал?

– Нет. Для меня английский язык – это большой дар и талант, а знание его на хорошем уровне – это гарантия твоей востребованности в самых разных сферах. Я ценю то, что имею. 

– Если не преподавание, то что? 

– Сложно себя представить в другой сфере. Моя мама и ее родители много лет отдали преподаванию. Можно сказать, что эта страсть передалась и мне, ведь я потомственный педагог. Если задуматься, то альтернативой, быть может, мог бы стать перевод, но я точно не ушел бы из языковой сферы. 

– Следующий мой вопрос актуален скорее для начальных классов (не знаю, как это происходит в средних и старших). Касается это отношений учителя и родителей учащихся. Случалось ли тебе столкнуться с недовольством с их стороны? 

– На сегодняшний день я слышал много позитивных отзывов от родителей.

– Есть ли вещи, которым ты, будучи учителем, еще сам не научился? 

– Слово «учить», согласно словарю, имеет два значения. Первое – преподавать, обучать. Второе – изучать и познавать. А учитель – это как раз об этом: всегда учить и всегда учиться.