Все дети разные, но равные. О развитии инклюзивного образования в Лидском районе

01.04.2022

В Лидском районе проводится большая работа по развитию инклюзивного образования, и многим жителям нашего региона будет интересно узнать об этом. Чтобы узнать подробности, журналист «Лідскай газеты» побеседовал с начальником управления образования Лидского районного исполнительного комитета Ольгой Тарасюк.

– Ольга Зигмундовна, инклюзивное образование в Беларуси – одно из направлений социальной государственной политики?

– Да, это действительно так. В 2015 году Указ Президента Республики Беларусь «О подписании Республикой Беларусь Конвенции о правах инвалидов» присоединил страну к вышеназванной конвенции, благодаря чему развитию инклюзивного образования был дан зеленый свет. В редакции нового Кодекса Республики Беларусь об образовании, принятого в текущем году, направление на инклюзивное образование лишь закрепило свои позиции. Государственной политикой уделено большое внимание созданию равного доступа к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося.

– Насколько актуальна данная тема для Лидского района?

– К сожалению, количество детей с особенностями развития увеличивается. Если в 2017 году на учете в регионе состояло 3573 ребенка с  особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), то в 2021 году таких детей насчитывалось уже 3837. В большинстве своем у детей преобладают нарушения речи (3433 ребенка). По состоянию на 1 марта текущего года на Лидчине проживает 561 ребенок с инвалидностью, из которых 215 – дети с ОПФР.

– Как организован образовательный процесс для детей с ОПФР в учреждениях образования?

– Для удовлетворения особых образовательных потребностей в районе сформирована оптимальная вариативная сеть специального образования. В сорока учреждениях дошкольного образования функционируют специальные группы, группы интегрированного обучения и воспитания, работают пункты коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП), организовано обучение на дому.

Кроме того, на Лидчине функционируют два учреждения специального образования: государственный Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) и Лидские специальные ясли-сад №16 для детей с нарушениями зрения.

– Отличаются ли расходы государства на обучение детей с особенностями психофизического развития?

– Расходы на образование в учреждениях специального образования значительно превышают средний показатель по району: в год на обучение и воспитание одного воспитанника специальных яслей-сада из средств бюджета выделяется 9600 рублей, на одного воспитанника ЦКРОиР – 4900 рублей. Для сравнения: нормативное финансирование в обычной группе дошкольного учреждения в городе составляет 2724 рубля, в районе – 3632 рубля в год.

Кроме того, с 2017 года управлением образования организован подвоз детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата специально оборудованным транспортом. Так, в текущем учебном году подвоз осуществляется для 37 обучающихся к месту учебы и обратно (ясли-сады №№3, 10, 29 г. Лиды, специальные ясли-сад №16, СШ №№4, 12 г. Лиды, ЦКРОиР). Расходы на организацию подвоза за 2021 год составили 43800 рублей.

– Ольга Зигмундовна, как вы оцениваете условия, созданные в районе для работы с детьми с ОПФР с учетом их образовательных потребностей и возможностей? Есть ли в районе специальные педагоги?

– В Лидском районе созданы необходимые условия для работы с различными нозологическими группами детей с ОПФР.

В связи с увеличением количества детей с аутизмом (+17) на протяжении пяти лет (2017 г. – 11, 2018 г. – 11, 2019 г. – 14, 2020 г. – 25, 2021 г. – 28) управлением образования при поддержке Лидского райисполкома введены штатные единицы воспитателей дошкольного образования для персонального сопровождения детей с аутизмом (на одного тьютора в год выделяется 9600 рублей бюджетных средств). В 2021/2022 учебном году организовано персональное сопровождение 25 детей с аутизмом и 11 учащихся с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата.

В специальных яслях-саду №16 с воспитанниками, имеющими нарушения зрения, учебные и коррекционные занятия проводят учителя-дефектологи (тифлопедагоги). В яслях-саду №29 г. Лиды с детьми с нарушениями слуха образовательный процесс осуществляет учитель-дефектолог (сурдопедагог). В процессе обучения детей с нарушениями зрения, слуха используются специальное оборудование, специализированные компьютерные программы.

– Какие направления являются приоритетными в развитии инклюзивного образования на Лидчине?

– В регионе разработан и реализуется План развития инклюзивного образования на 2020-2022 годы, утвержденный председателем Лидского районного исполнительного комитета Сергеем Ложечником. Приоритетным в реализации плана является создание адаптивной образовательной среды, а также безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день полностью безбарьерная среда создана в яслях-садах №№3, 40, 41 города Лиды, №2 города Березовки, СШ №№4, 12 в Лиде, СШ №1 города Березовки, в специальных яслях-саду №16, ЦКРОиР.

За период с 2016 по 2021 год на создание безбарьерной среды управлением образования и учреждениями образования направлено более 60 тысяч рублей.

– Формирование толерантного отношения к детям с ОПФР, с инвалидностью является неотъемлемой частью инклюзивного образования. Какие мероприятия проводятся для привлечения внимания к данному вопросу?

– Значимым в развитии инклюзивного образования является формирование толерантности общества по отношению к детям с ОПФР, с инвалидностью. На формирование инклюзивной культуры направлены творческие, спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия с участием детей с ОПФР и их здоровых сверстников, проекты, конкурсы.

На протяжении ряда лет в СШ №4 города Лиды, ЦКРОиР реализуются волонтерские проекты, обеспечивается взаимодействие с отделением дневного пребывания для инвалидов Лидского районного территориального центра социального обслуживания населения. Во Дворце культуры города Лиды работает любительское объединение «Серебристый лучик», на базе Лидского районного центра экологии, туризма и краеведения – инклюзивный проект «ЭкоДом и дети в нем».

Для детей с ОПФР организована работа объединений по интересам на базе учреждений общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи, в детских комнатах по месту жительства «Мечта», «Бригантина», «Дружба», «Наш дом». В Лидском РЦЭТиК работает кружок «Инклюзивный туризм с элементами здорового образа жизни». На базе ЦКРОиР функционируют два кружка художественного профиля «Волшебные ладошки», «Маленький художник» для детей с инвалидностью от 2 до 6 лет. В Лидском РЦТДиМ организована работа театрального кружка «Инклюзивный театр» для детей с аутизмом.

Большое внимание в районе уделяется информационно-просветительской работе с законными представителями детей с ОПФР, с инвалидностью.

– Как педагоги повышают свой профессиональный уровень в вопросах обучения и воспитания детей с ОПФР, инклюзивного образования?

– На повышение профессиональной компетентности педагогов направлены республиканские экспериментальные проекты.

С 2021 года в яслях-садах №№10, 24 г. Лиды, ЦКРОиР реализуются республиканские экспериментальные проекты «Апробация содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра», «Апробация разноуровневого содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности», «Внедрение системы оценки качества специального образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

В текущем учебном году в яслях-садах №№3, 17, 29, 41 г. Лиды реализуются региональные педагогические проекты «Развитие рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзивного образования».

Для педагогов учреждений образования, работающих с детьми с ОПФР, проводятся районные обучающие мероприятия, в которых активное участие принимают опорные учреждения образования по интегрированному обучению и воспитанию: ясли-сад №3 г. Лиды, СШ №№4, 12 г. Лиды. Созданы интернет-сообщества для учителей-дефектологов, воспитателей, осуществляющих персональное сопровождение детей с аутизмом, группа «ЛидаЛого+».

Педагоги проходят повышение квалификации в государственных учреждениях образования.

– Большую помощь и поддержку детям с инвалидностью оказывает Лидское районное отделение Республиканского общественного объединения «Белорусский детский фонд», председателем которого вы являетесь...

– Лидское районное отделение оказывает помощь малообеспеченным и многодетным семьям, а также семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, больных детей, детей-сирот. Помощь направлена на лечение и оздоровление детей, прохождение курсов реабилитации, проведение операций, приобретение школьных принадлежностей, игрового, медицинского, реабилитационного оборудования.

Немаловажным в своей работе видим поддержку талантливых и одаренных детей. Ежегодно стипендией Белорусского детского фонда в размере трех базовых величин награждаются дети из малообеспеченных и многодетных семей, дети-сироты, дети с инвалидностью, показавшие высокие результаты в учебе, творчестве и спорте.

Мы расширяем партнерское взаимодействие и благодарны всем, кто с нами сотрудничает. Активное участие в благотворительных акциях принимают руководители учреждений образования, предприятий, организаций, первичные профсоюзные организации: Лидское районное объединение профсоюзов, Лидский районный комитет Белорусского профсоюза работников образования и науки, Лидский колледж УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат», ОАО «Лакокраска», ОАО «Стеклозавод «Неман», ГП «Конус», ОАО «Минойтовский ремонтный завод», филиал «Автобусный парк №2 г. Лиды» ОАО «Гроднооблавтотранс», Лидский РОЧС, Лидский РОСК, филиалы «Лидские тепловые сети», «Лидские электрические сети» РУП «Гродноэнерго» и другие.