Подвоз детей в школу и сад, как организовано в Лидском районе

15.02.2023
От Лиды до Белицы 29 километров. расстояние от дома Насти и Саши Фильмоновичей до школы всего на километр меньше. Дети живут на окраине деревни Бутилы, а учатся в Белицкой средней школе. Настя в семье старшая, ходит в седьмой класс, ее брат Саша – в третий. Шесть дней в неделю в учреждение образования и обратно ребят возит школьный автобус. Впрочем, детей, для которых государством организован подвоз к месту учебы, достаточно много.


В этом году в Белицкой средней школе занимаются 90 учащихся, еще 20 малышей посещают детский сад, расположенный в этом же здании. Однако из 110 обучающихся обоих учреждений образования только 30 – местные жители. Для остальных мальчишек и девчонок организован подвоз. 

Специально для этих целей управлением образования райисполкома выделено два школьных автобуса. Оба новые. ПАЗ, рассчитанный на 23 посадочных места, приобретен за счет средств районного бюджета в 2021 году. МАЗ на 31 посадочное место стал прекрасным подарком сельской школе к началу текущего учебного года. Каждая машина совершает по два рейса утром и по два – вечером.

Журналист «Лідскай газеты» проехался вместе с детьми по самому длинному в нашем районе маршруту школьного автобуса, что идет из агрогородка Белица на окраину деревни Бутилы.

* * *

Громко и заливисто прозвенел звонок. Для многих школьников он стал долгожданным сигналом: пора собираться домой! Кто группами, а кто в одиночку, учащиеся появлялись на крыльце школы, где я их поджидала с фотоаппаратом в надежде словить удачный кадр. Поравнявшись со мной, поздоровался каждый. Замечено не раз: у сельских школьников, в отличие от городских, эта хорошая привычка прививается гораздо лучше.

Ребята шли на стоянку, где уже стояли желтенькие автобусы с надписью «Дети». Заняв свои места, школьники пристегнулись ремнями безопасности. Фото водителей для газеты – и автобусы тронулись по своим маршрутам. МАЗ, управляемый Юрием Ясюлевичем, направился в Лайковщину и Таболу. Этим рейсом поехали 22 ребенка и сопровождающий их педагог.

За рулем ПАЗа – Антон Лойкевич. Школьный автобус он водит всего третий месяц, но технику чувствует хорошо: водительский стаж Антона Францевича – 36 лет. В салоне – 15 детей и сопровождающий их педагог. Сегодня это учитель русского языка и литературы Наталия Коренюк. Так уж выпало, что по графику дежурства на подвозе ее день – понедельник.

В салоне автобуса тихо. Время приближается к четырем часам. За день ребята притомились, большинство из них, внимательно глядя в окно, погружены в свои мысли. Только Даша Мицкевич, которая учится во втором классе, обеспокоена: не может по мобильному дозвониться своей маме. Но повода для тревоги нет. Автобус идет согласно привычному графику, который родители хорошо знают, и мама с самокатом уже ждет дочку на остановке. В Вангах девочка выходит. 

Затем школьный автобус направляется в Мостовляны, где салон покидает еще пара учащихся. Далее по маршруту – Бутилы. Деревня большая, поэтому здесь транспортное средство останавливается два раза: в начале и в конце населенного пункта. В Бутилах выходят почти все пассажиры. В салоне из детей остаются только двое – брат и сестра Фильмоновичи. Школьный ПАЗик еще какое-то время петляет по проселочной дороге, что идет то вдоль леса, то в его глубину, и наконец подъезжает к жилым постройкам. Ну, вот и приехали! Саша и Настя направляются к дому.

Возвращаемся той же дорогой. Возле школы в Белице – еще одна группа детей в ожидании транспортного средства. Снова посадка юных пассажиров – и автобусы отправляются по второму маршруту, чтобы отвезти домой оставшихся школьников и дошколят.

Родители детей, обучающихся в учреждениях образования Белицы, всегда на связи с педагогами: о том, что ребенок заболел и в школу не придет, сообщают своевременно. По возможности в таких случаях маршрут школьного автобуса сокращают. 

Согласно новому Кодексу об образовании, помимо детей (при наличии свободных посадочных мест) на школьном транспорте имеют право ездить на работу и с работы и педагоги, проживающие в иных населенных пунктах. 


Еще один плюс школьного автобуса в том, что его можно использовать (по приказу управления образования) для участия в мероприятиях в рамках шестого школьного дня.

* * *

Всего же в Лидском районе подвоз организован для 503 обучающихся, которые проживают в 79 населенных пунктах. Для этого задействовано 13 школьных автобусов, еще 2 специально оборудованных для подвоза детей-инвалидов автобуса в пользовании районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Общее расстояние, которое проходят школьные автобусы по дорогам Лидчины за день, – более 1800 километров, расстояние до Москвы и обратно! Затраты, надо заметить, тоже немаленькие. Эксплуатация транспортных средств, включая заработную плату водителей, обходится местному бюджету более чем в 440 тысяч рублей в год.


Заметим, что подвоз детей в детские сады и школы – только верхушка айсберга тех средств, которые государство вкладывает в сферу образования. 

По информации начальника управления образования Лидского райисполкома Ольги Тарасюк, содержание одного дошкольника в 2022 году обошлось в среднем в 6054,29 рубля. Учитывая то, что воспитанников детских садов в Лидском районе насчитывается 5356 человек, несложно прийти к выводу, что общая сумма затрат приблизилась к 32,5 миллиона рублей. 

И это только средства, затраченные на содержание дошколят. А ведь есть еще школьники, которых в три раза больше. 

Так, в учреждениях общего среднего образования Лидчины занимается более 16 000 ребят, на каждого из которых в прошлом году было израсходовано по 3190,27 рубля – получается еще более 50 миллионов рублей. Вдумайтесь в эти цифры!

Сегодня в подрастающее поколение государство вкладывает большие инвестиции. Затраты оправданы: лишь грамотная, инициативная молодежь сможет способствовать прогрессивному развитию нашей страны завтра, которое уже не за горами.

Источник: https://lidanews.by/