Вопрос - Ответ

О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИСУТСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТВИТЕЛЕЙ) ВОСПИТАННИКОВ НА МЕРОПРИЯТИЯХ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФЕКЦИИ COVID-19

Министерством здравоохранения Республики Беларусь совместно с Министерством образования разработаны и направлены для руководства в учреждения образования письмом Министерства образования Республики Беларусь от 24.08.2020 № 03-01-18/6871/дс методические рекомендации по организации образовательного процесса в учреждениях образования в условиях распространения инфекции COVID-19 (далее – методические рекомендации). Методические рекомендации размещены на интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь (https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/aktualno/metod-rekomend.pdf).

Подпунктом 5.4 пункта 5 методических рекомендаций предусмотрено ограничение проведения массовых мероприятий в помещениях учреждений образования, в том числе с использованием актового, музыкального и спортивного залов, плавательного бассейна (при наличии), посещения выставок и музеев, театров и кинотеатров, других общих мероприятий, минимизация количества участников и приглашенных с обеспечением социального дистанцирования, а также запрет указанных мероприятий при осложнении эпидемиологической ситуации на административной территории по решению местных исполнительных и распорядительных органов, при регистрации в учреждении образования одного и более случаев инфекции COVID-19.

Проведение массовых мероприятий (культурных, спортивных и физкультурно-оздоровительных) в соответствии с подпунктом 5.5 пункта 5 методических рекомендаций обеспечивается преимущественно на открытом воздухе.

Кроме того, пунктом 13 методических рекомендаций установлено требование к проведению в учреждениях дошкольного образования (далее – УДО), специальных дошкольных учреждениях различных форм организации музыкальной и физкультурно-оздоровительной деятельности (праздники, развлечения) в групповых помещениях в отсутствие родителей (законных представителей) обучающихся.

С целью снижения риска (недопущению) заноса инфекции COVID-19 в учреждение образования подпунктом 6.9 пункта 6 методических рекомендаций предусмотрено максимально возможное ограничение посещений обучающихся родственниками в помещениях учреждений образования.

Согласно статье 111 Кодекса Республики Беларусь об образовании управление в сфере образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы в сфере образования. В случае возникновения вопросов, связанных с действиями педагогических работников УДО, родители (законные представители) воспитанников могут обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган в сфере образования, являющийся учредителем учреждения образования.

свернуть

КАКОВЫ УСЛОВИЯ ДОПУСКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА К АТТЕСТАЦИИ НА ПРИСВОЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ?

Обязательные условия допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории прописаны в п. 18 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в редакции Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 года № 46 (далее – Инструкция).

Таковыми являются:

 

  • соответствие полученного образования квалификационным требованиям (проверяется по диплому); 
  • наличие стажа работы в соответствии с требованиями части 1, 2, 6 п. 19 Инструкции (стаж работы и сроки получения предыдущей категории определяются по записям в трудовой книжке);
  • соблюдение периодичности ПК (в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 года № 954). 

 

На момент выдачи направления на сдачу квалификационного экзамена и включения в график аттестации все условия должны быть соблюдены.

Исключения касаются аттестации педагогических работников, получивших диплом с отличием, диплом магистра, диплом исследователя, лиц, принятых с должности профессорско-преподавательского состава, а также имеющих ученую степень и (или) ученое звание, они указаны в п. 19 Инструкции.

свернуть

СОЗДАНИЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСКИХ СОВЕТОВ. НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Попечительские советы в учреждениях образования создаются по инициативе родителей (законных представителей) учащихся в соответствии со статьей 137 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положением о попечительском совете учреждения образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от   25 июля 2011 года № 146, Уставом учреждения образования. 

В состав попечительского совета могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники. представители общественных объединений и других организаций, иные лица.

Решение о включении в состав попечительского совета принимается общим собранием попечительского совета.

Основные направления  использования средств  попечительского совета:

-укрепление материально-технической базы (мебель, инвентарь, приборы, оборудование,, инструменты,учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аудиовизуальные средства и иные материальные объекты, необходимые для реализации образовательных программ);

-совершенствование организации питания обучающихся (посуда, кухонный и столовый инвентарь и принадлежности)

-проведение спортивных, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий;

-иные цели, не запрещённые законодательством, в том числе текущий ремонт, организация питьевого режима, приобретение постельных принадлежностей, предметов личной гигиены (салфетки, туалетная бумага, иные предметы первой необходимости), уборочного инвентаря, моющих средств, средств дезинфекции.

Денежные средства, направленные в распоряжение попечительского совета, формируются из добровольных перечислений (взносов) физических лиц, зачисляемых на текущий (расчётный) банковский счёт по учёту прочих государственных средств. Денежные средства используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета, согласованным с руководителем учреждения образования и родительским комитетом учреждения образования (при его наличии)

Отчет о доходах и расходовании финансовых средств предоставляется родителям (законным представителям) несовершеннолетних председателем (заместителем председателя) попечительского совета учреждения с предъявлением соответствующих платежных документов. 

свернуть

ЧТО НЕОБХОДИМО ПРИОБРЕСТИ РОДИТЕЛЯМ В ДЕТСКИЙ САД К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ?

(постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» от 24.09.2007 г. № 50 (в редакции от 04.11.2009 г.) :

 – карандаши цветные; 

 – пастель 24 цветов; 

 – фломастеры; 

 – краски; 

 – розетки прозрачные для краски; 

 – кисти, подставки для кистей; 

 – салфетки для обсушивания кистей; 

 – баночки пластмассовые для промывания ворса кистей; 

 – палитру; 

 – губки для смывания краски с палитры; 

 – мелки; 

 – бумагу белую и цветную; 

 – пластилин; 

 – стеки; 

 – ножницы с тупыми концами; 

 – файлы; 

 – подносы для обрезков бумаги; 

 – картон; 

 – розетки для клея; 

 – салфетки; 

 – пластины (клеенки) для работы с клеем 

свернуть

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ РЕБЕНКА В УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь прием лиц в учреждение дошкольного образования осуществляется в течение календарного года при наличии в нем свободных мест и на основании следующих документов:

заявления законного представителя воспитанника;

направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – направление), выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения дошкольного образования;

медицинской справки о состоянии здоровья;

заключения врачебно-консультационной комиссии (для санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, санаторных групп);

заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания).

Для постановки на учет и получения направления в учреждение дошкольного образования родители воспитанников (их законные представители) могут обратиться в  местный исполнительный и распорядительного орган по месту нахождения учреждения образования с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность законного представителя ребенка, свидетельством о рождении ребенка.

При постановке на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, законным представителям предоставлено право указывать несколько учреждений дошкольного образования. Льготы для внеочередного определения детей в детский сад ни для одной из категорий семей не предусмотрены.

Выдача направления осуществляется с учетом норм наполняемости групп и в соответствии со списком детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, который отражает очередность их постановки на учет.

Комплектование групп и перевод воспитанников из одной группы в другую осуществляется ежегодно на начало учебного года – 1 сентября.

Нормативными правовыми актами принцип закрепления жилых домов за определенным учреждением дошкольного образования не установлен, при отсутствии мест в близлежащем учреждении дошкольного образования направление может быть выдано в учреждение дошкольного образования в зоне пешеходного доступа либо по ходу движения общественного транспорта.

свернуть

КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИЕМ В ГИМНАЗИИ?

Президент Республики Беларусь подписал 25 января 2018 года Указ № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучения 

в них».

Все учащиеся  IV класса переводятся в V класс без вступительных испытаний и каких-либо проверок. 

Отмена экзаменов позволит снять с учащихся начальных классов психологическую и эмоциональную нагрузку.

В пятые классы гимназий-колледжей искусств сохранится отбор по конкурсу на основании результатов проверки способностей в области отдельных видов искусства. 

В I класс гимназии учащиеся принимаются по месту проживания родителей. Если ребенок выбрал другое учреждение образования, где есть места, то он может продолжить обучение там.

Предусматривается, что в  гимназии будет начальная школа.

В учреждениях общего среднего образования предусмотрена возможность изучения отдельных учебных предметов на повышенном уровне на II и III ступенях обучения. 

свернуть

КАКИМ ОБРАЗОМ ОФОРМЛЯЕТСЯ И УТВЕРЖДАЕТСЯ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА В СЛУЧАЕ ВНЕСЕНИЯ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛАССА, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ?

В помощь учителям разработано примерное календарно-тематическое планирование (КТП) по всем учебным предметам, которое размещено на национальном образовательном портале (www.adu.by/ Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. I–IV, V–XI классы), В КТП предлагается примерное распределение учебных часов по темам. Учитель может использовать предлагаемое планирование без изменений (в этом случае календарно-тематическое планирование не нужно переписывать и утверждать у руководителя учреждения образования). В то же время учитель имеет право в пределах учебных часов, отведенных на изучение отдельного раздела, вносить в КТП изменения с учетом особенностей класса и познавательных возможностей учащихся, а также разрабатывать собственное КТП, которое утверждается руководителем учреждения образования (Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования»).

свернуть

О ВЫБОРЕ ЯЗЫКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии со статьей 17 Конституции Республики Беларусь государственными языками Республики Беларусь являются белорусский и русский языки.

Согласно Закону Республики Беларусь «О языках в Республике Беларусь» от 26 января 1990 г. № 3094-XI, с изменениями и дополнениями, каждому жителю Республики Беларусь гарантируется неотъемлемое право на воспитание и получение образования на белорусском или русском языке. 

В соответствии со статьей 90 Кодекса Республики Беларусь об образовании язык обучения и воспитания в учреждении образования определяет его учредитель, а право граждан на выбор языка обучения и воспитания на одном из государственных языков Республики Беларусь обеспечивается развитием сети учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания.

При обращении в местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения государственного учреждения образования, для постановки на учет ребенка, нуждающегося в определении в учреждении образования для получения дошкольного образования, а также получения направления в учреждение дошкольного образования законные представители имеют право указывать желаемый язык обучения и воспитания. 

Ежегодно комплектование групп в учреждениях образования, реализующих образовательные программы дошкольного образования, на начало учебного года (1 сентября) осуществляется с учетом норм наполняемости групп, языка обучения и воспитания и в соответствии со списком детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, который отражает очередность их постановки на учет.

Подробная информация о деятельности учреждений дошкольного образования размещена на официальных сайтах учреждений образования и сайте управления образования.

свернуть

КАКОВ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Из письма Министерства образования Республики Беларусь «О документообороте в учреждениях общего среднего образования» от 21.10.2014 № 05-21/212: «…Дополнительно информируем, что при ведении документации в учреждении общего среднего образования рекомендуем руководствоваться перечнем документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности Министерства образования Республики Беларусь, структурных подразделений областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования и по делам молодежи, государственных организаций, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, с указанием сроков хранения, установленным в приложении к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 №52 (размещен на сайте Министерства образования Республики Беларусь edu.gov.by).

Обращаем внимание, что указанный перечень документов является типовым, на основании которого составляется номенклатура дел конкретного учреждения образования. Следовательно, руководитель учреждения образования с учетом специфики деятельности учреждения образования определяет перечень документов, образующихся в работе учреждения, и несет ответственность за состояние дел по вопросам документооборота.

Руководитель учреждения общего среднего образования на основании данного перечня документов и с учетом должностных обязанностей заместителей (по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, учебно-методической работе) определяет перечень документов, образующихся в деятельности каждого заместителя директора».

свернуть

КАКИМИ ЛОКАЛЬНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ НЕОБХОДИМО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В

Инструкции по охране труда в кабинете химии разрабатываются на основании приказа руководителя учреждения образования работником, обеспечивающим образовательный процесс по учебным предметам «Химия» и «Физика», в соответствии с «Инструкцией о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., N 29, 8/20258) в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 декабря 2013 № 128 и «Правил безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь» (постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.03.2008 № 26). 

свернуть

КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИЕМ В ПЕРВЫЙ КЛАСС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ?

Вопросы и ответы, касающиеся поступления ребенка в первый класс

Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу? Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями.

Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс?

В соответствии со статьей 151 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет.

По заявлению одного из законных представителей несовершеннолетнего лица при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в I класс лица, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году..

Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?

Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители подают следующие документы:

- заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;
- медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;
- свидетельство о рождении ребенка.

Вопрос 3. Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс?

Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.

Вопрос 4. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?

Не обязательно.

Вопрос 5. Первые классы – это классы школы или группы дошкольного учреждения?

Первые классы – это классы учреждения общего среднего образования. По решению местных исполнительных и распорядительных органов власти они могут размещаться как на базе школы, так и на базе дошкольных учреждений.

Если первые классы размещаются в школе, то для них создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д.

Если первые классы размещаются на базе дошкольных учреждений, то образовательный процесс в первую половину дня осуществляет учитель школы, остальное время с учащимися работают педагогические работники дошкольного учреждения. Учащиеся первых классов в данном случае входят в состав детского коллектива дошкольного учреждения. Их режим дня является составной частью общего режима дня дошкольного учреждения.

В период каникул, в том числе дополнительных в течение учебного года и летних, учащиеся первых классов могут посещать дошкольное учреждение на общих основаниях.

Вопрос 6. Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?

Продолжительность учебной недели – 5 дней.

С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности.

С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана.

Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:

- уроки проводятся только в первую смену;
-для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение;
- каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;
- учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;
- в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;
- продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;
- продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут;
- домашние задания учащимся не задаются.

Вопрос 7. Как же оцениваются результаты обучения первоклассников?

В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д.

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.

Вопрос 8. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?

Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.

Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей.Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.

Вопрос 9. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни.

В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется государственной программой «Пралеска». Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе.

Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками.

Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе.

Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – чтение ребенку книги.  Читайте детям книги. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо родителям помнить всегда. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.

Вопрос 10. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?

Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.

Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний. Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться.

Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.
Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.

При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.

Вопрос 11. Где взять учебники, и какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику?

Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе. 
Примерный список необходимых принадлежностей для первого класса в школах, как правило, вывешивают.

Первокласснику необходимы:

- набор шариковых ручек
- фломастеры и карандаши
- ластик
- точилка
- обложки для тетрадей и книг
- пенал
- линейка
- краски (акварельные или гуашь)
- альбом для рисования
- набор кисточек.

Вопрос 12. Нужна ли школьная форма первоклассникам?

Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить. Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в данной конкретной школе. После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.

Родителям можно посоветовать:

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость ребенку и родителям.

А 1 сентября устройте ребенку настоящий праздник – поход в парк, выезд на природу, посещение кинотеатра или театра. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в четвертый класс. Один раз в году – праздник школы. Ведь это же так здорово - «первый раз в первый класс»!

свернуть

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: